Взаимодействие с аутичными детьмиРебенок, страдающий синдромом раннего детского аутизма (РДА), развивается иначе, нежели обычный малыш. Развитие ребенка, во-первых задерживается, во-вторых искажается вследствие нарушения контакта с близкими людьми и с внешним миром.

Самые тяжелые формы аутизма заключаются в полной отрешенности от окружающего. Такие дети очень пассивны по отношению к окружающему миру. Они как бы не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод, голод. Такие дети не говорят, но могут неожиданно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже прокомментировать происходящее вокруг, они никогда не смотрят в глаза собеседнику, их взгляд скользит по окружающим предметам, нигде не останавливаясь. В самой меньшей степени аутизм проявляется у детей в виде сложности организации общения. Свое общение с внешним миром такие дети могут строить через близкого взрослого. Такие дети нуждаются в постоянном одобрении собственных действий со стороны мамы. Аутизм рассматривается как искажение психического развития обусловленного биологической дефицитарностью, ЦНС ребенка.

Основные клинические признаки аутизма:

  1. Трудности коммуникации
  2. Побочные реакции на сенсорные раздражители
  3. Нарушение развития речи
  4. Стереотипность поведения
  5. Социальное взаимодействие

Часто родители аутичного ребенка приводят его на консультацию в возрасте 2,5 – 3 лет, т.к. начинают беспокоиться из-за отсутствия речи. Однако развитие психических функций аутичных детей имеет серьезные искажения, начиная с младенческого возраста. Отсутствует «комплекс оживления» проявляющийся в зрительном сосредоточении, движение ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого, а находясь на руках у матери, такие дети, остаются пассивными, отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета.

Как же помочь развиваться аутичным детям?

Чем раньше родители обратятся за квалифицированной помощью неврологов, психиатров и педагогов, тем лучше для ребенка. Помощь специалистов в работе с аутичными детьми необходима. Но самая важная и большая часть психологической работы с ребенком ложится на плечи семьи. Именно близкий взрослый может помочь ребенку построить осмысленную картину мира и научиться более активным контактам с людьми.

  1. Установление эмоционального контакта. Например внимание ребенка можно постараться привлечь, выдувая мыльные пузыри или спокойно переливая воду из одного стакана в другой.  «Аутята» любят наблюдать за движением юлы, солнечным зайчиком на стене, крутящимися колесами машины. Совершая приятные для ребенка действие, мы привлекаем его внимание к себе.
  2. Совместное осмысление происходящего вокруг как только взрослый почувствовал, что настроился на одну эмоциональную волну с ребенком, можно приступать к дальнейшим действиям. Для развития аутичного ребенка  очень важны эмоциональные подъемы. Взрослый может вносить смысл во все действия ребенка. Например: стереотипное раскачивание из стороны в сторону,, мама может прокомментировать «ты качаешься, как качели»,получается, что в изначально бессмысленное для ребенка действие, взрослый вносит смысл, встраивая действие ребенка в общую картину мира. Все на, что обращает внимание малыш, должно быть совместно осмысленно.
  3. Режим дня. Для аутичного ребенка приобретение нового опыта – сложная задача. Даже полученные знания с большим трудом исполняются в обыденной жизни. Поскольку для «аутенка» мир изначально не воспринимается как нечто гармоничное и целое, это ощущение должна развивать в ребенке семья. Постарайтесь сделать жизнь малыша упорядоченной и предсказуемой, заранее сообщайте о возможных изменениях. Организуйте пространство ребенка: для каждого домашнего дела должно быть свое место. Привыкнув к установленным правилам, ребенок перемещаясь с места на места, будет проще переключаться с одного занятия на другое. Вечером каждого дня проговаривайте вместе ребенком основные события дня. Заостряя внимание на успехах малыша. Можно также планировать события будущего дня. Такое сов местное проживание уходящего дня и планирование буд.событий, помогает маме и ребенку эмоционально сблизиться и получать удовольствие от совместной деятельности.

Усилие родителей в развитии и адаптации аутичного ребенка должны обязательно подкрепляться рекомендациями детских психологов и неврологов. Постаравшись понять таких детей и поддержать  их родителей в борьбе с недугом ребенка, мы поможем им стать нормальными членами общества. Они такие же люди как и мы.

WordPress Lessons