Слово "нельзя" не для детейВзрослые люди, воспитывающие детей, часто употребляют слово «нельзя». Родители повторяют это слово, запрещая ребенку делать то, что по их мнению  ребенок делать не должен. Но почему же нельзя говорить ребенку «нельзя»?

Услышав слово «нельзя», ребенок становится «бунтарем», которому запретили делать то, что он хотел. Но бывают случаи, когда использовать это слово просто необходимо. Как же правильно запрещать?

Давайте взглянем на мир глазами ребенка. Все вокруг интересное, непонятное, поэтому хочется исследовать. Ребенок хочет посмотреть, потрогать, понюхать и… попробовать на вкус. Мы начинаем кричать: «нельзя!». Но если не лизнуть, то не узнаешь, что это не вкусно и не съедобно. Постоянными запретами мы ограничиваем жажду ребенка исследовать окружающий мир. Поэтому прежде чем запретить подумайте, а действительно ли нельзя, так ли это опасно?

Родителям необходимо показать малышу на его же опыте значение запрета или объяснить последствия. Например: «нельзя трогать нож»: познакомьте его с ножом, скажите что-то вроде: «больно», «опасно» (желательно употреблять 2-3 одних и тех же слова, чтобы ребенок их запомнил), уколите слегка ладошку ребенку. Понимаю, что звучит ужасно, но ребенок поймет, что нельзя трогать нож, потому что может быть больно. Мир полон опасностей, и вам, как родителям, надо научить малыша среди этих опасностей жить.

До полугода малыши не понимают запретов, в этом возрасте достаточно переключить внимание на безопасный предмет. В дошкольном возрасте достаточно познакомить с последствиями нарушения запретов. Ребенку постарше нужно объяснить к чему приведут его действия, если не ограничить их выполнение.

Один из известных детских психологов «разделил» поведение ребенка на несколько «зон»:

— в зеленой зоне ребенку позволяется делать все что захочется. Например, ребенок сам решает в какие игрушки ему играть, с кем заводить дружбу, и т. п.

Запреты для ребенка по цветовой схемежелтая зона. Область относительной свободы. Ребенок может делать многое, как посчитает, но в рамках дозволенного. Например, ходить по лужам нельзя, в резиновых сапогах — можно, во дворе гулять можно где угодно, за пределы выходить нельзя. Эти ограничения очень важны. Ребенок учится нести ответственность за свою дисциплину. В дальнейшем эти запреты обеспечат ему безопасность без участия родителей.

— в оранжевой зоне свобода не ограничивается, но его действия могут нести определенные последствия. Например, если не ляжет вовремя спать, утром может опоздать в детский сад.

красная зона. Категорическое «нельзя», ребенок должен выполнять запреты родителей. Например, нельзя играть с огнем, нельзя переходить улицу в неположенном месте.

По мере того, как ребенок будет взрослеть, запреты «отложатся» в памяти и будут восприниматься как моральные нормы.

Некоторые родители являются приверженцами японской модели воспитания, согласно которой детям разрешается практически все. Но не стоит забывать, что ребенок повзрослев вступает в общество, имеющее множество запретов  и табу. Подобный метод воспитания не приемлем в нашей стране. Запреты с точки зрения японского метода воспитания — на вопрос «почему нельзя говорить нельзя» ответ один — «так не принято».

Запреты нежны для того, чтобы объединить общество в единое целое. Благодаря запретам ребенок учится поведению и безопасности.

WordPress Lessons